http://journal.iea.ras.ru/archive/2000s/2007/Girtz_ 07_2.pdf
ВОПРОСЫ ТЕОРИИ
ЭО, 2007 г., № 2
© К. Гирц
КАК МЫ СЕГОДНЯ ДУМАЕМ:
К ЭТНОГРАФИИ СОВРЕМЕННОЙ МЫСЛИ
I
Слово thought (мысль, дума), сообщает мой толковый словарь (словарь "American
Heritage", что весьма уместно по случаю¹), имеет два основных значения: 1) "акт или
процесс мышления, состояние раздумывания"; 2) "продукт мышления, идея, понятие".
В пояснениях к первому значению (мысли как "процесса") приводится ряд, так ска-
зать, внутренних психологических состояний: "внимание", "ожидание", "намерение" и
даже "надежда", причем подразумевается, что список может быть продолжен и может
включить все, что тем или иным образом конституирует "ментальный акт": от памяти
и сновидений до воображения и математического счета. В пояснениях ко второму зна-
чению (мысли как "продукта") мы получаем практически всю объемную и недиффе-
ренцированную целостность культуры: "интеллектуальная деятельность или продук-
ция определенной эпохи или социального класса". Мысль - это то, что происходит в
наших головах. И мысль - это то, что выходит из них (особенно, когда мы рассматри-
ваем их все как целое).
Расхождение в значениях одного и того же термина само по себе, конечно, не уди-
вительно, по крайней мере в разговорном языке. Полисемия, как называют этот слу-
чай лингвисты, представляет собой естественное состояние слов. Но я выбрал данный
пример потому, что он подводит нас к центру темы единства и многообразия в той ее
форме, в какой она предстала перед социальными науками, скажем, с 1920-1930-х го-
дов. В общей тенденции движения социальных наук с этого времени обозначился по-
стоянный прогресс строго унификационного взгляда на человеческую мысль (рас-
сматриваемую, как в нашем первом случае, в "психологическом" смысле внутреннего
процесса), который стал сопровождаться не менее постоянным прогрессом строго
плюралистического взгляда на мысль (рассматриваемую, как в нашем втором случае,
в "культурном" смысле социального факта). Данное обстоятельство породило про-
блемы, которые сегодня углубились настолько, что стали просто угрожать согласо-
ванности наших взглядов. Где бы мы ни работали - в лабораториях, клиниках, ком-
пьютерных центрах, африканских деревнях или трущобах, - мы наконец вынужде-
ны обратить внимание на то, что мы действительно думаем по поводу того, как мы
мыслим.
В моем углу социальных наук, т.е. в антропологии, данная проблема всегда сопро-
вождала нас в особенно беспокойной форме. Малиновский, Боас и Леви-Брюль в фазе
становления дисциплины, Уорф, Мосс и Эванс-Причард впоследствии, Хортон, Дуглас
и Леви-Стросс в сегодняшние дни - все они оказались не в состоянии отделаться от
беспокойства по поводу этой проблемы. Сформулированная сначала как проблема
"примитивного мышления", позже как проблема "когнитивного релятивизма" и, нако-
нец, в последние дни как проблема "концептуальной несоизмеримости" (как всегда,
__________________________________________________________________
Клиффорд Гирц (1926-2006) - этнограф, антрополог, культуролог; в 1970-2006 гг. профес-
сор Школы социальных наук Принстонского института высших исследований (США).