Pepe Mantani написал(а):Вот это уже интересно. Хорошо было бы найти оригинал статьи.
Надо поискать хотя бы перевод. Он был 100%. Я использовал ее в одной статье для НГУ.
Pepe Mantani написал(а):Было бы неплохо сделать небольшой ликбез: что такое японский стиль работы, чтобы знать что такое неяпонский.
У японского меча (бутем смотреть в первую очередь на стадиально более ранний тати) был клинок другого сечения. Насколько мне известно, тати с треугольным сечением клинка не встречались еще никому. Как правило, это пятиугольного сечения достаточно длинный клинок (более 60 см. без учета хвостовика) без долов, но с ярко выраженным ребром жесткости. Оформление рукояти обязательно предусматривает фути (обоймицу под гардой на клинке).
У виденных мною эмус клинки сабельного типа, обычно с долами, треугольного сечения в целом (если не учитывать усложнения сечения за счет долов). Это однозначно материковое влияние. Но есть еще один момент - хвостовик у эмус больше похож на хвостовик тати, чем китайских сабель - рукоять на материковом оружии крепится всадным способом, через расклеп "крысиного хвоста" (удлиненная тонкая часть хвостовика) на головке навершия, а у японских и айнских образцов рукоять площатая - половинки рукояти крепятся на хвостовике при помощи мэкуги-ана. Для материковых образцов такой стиль нехарактерен до начала ХХ века. К тому же угол наклона рукояти по отношению к лезвию у материковых сабель положительный (в сторону лезвия в большей или меньшей степени), а у тати и эмус - отрицательный (хвостовик как бы отогнут в сторону обуха клинка - это хорошо видно на фото айну с эмус, сделанные в ХХ веке - там рукоять очень сильно отогнута в сторону обуха). Это роднит айноское оружие с тати.
Кстати, такая компоновка клинка (с отогнутым в сторону обуха клинка хвостовиком) жутко неудобна в использовании и, ИМХО, очень архаична.
Что еще очень интересно - у материковых народов ковка клинкового оружия была очень развита. Даже в XIX в. нанайцы (корутэккэ = гольдики) ковали клинковое оружие для межплеменных войн. Мамия Риндзо видел его и называл бэтти (к сожалению, он писал все каной, поэтому трудно найти это оружие через поисковик - также записывается женское имя Бэтти/Элизабет).
Теперь тезисы за самостоятельную ковку айну оружия типа сабель
- если японцы ведут отчаянную пограничную войну с айну, то зачем они их вооружают?
- если японцы куют мечи ухудшенного качества для самих айну, то они должны ковать такие же и для себя - войны в Японии шли постоянно и в периоды Намбокутё или Сэнгоку дзидай клинкового оружия высокого качества явно не хватало - ковали бы и упрощенные модели для вооружения массовых армий асигару (кстати, в те годы распространилось явление одалживания доспехов у сюзерена - окаси-гусоку, а, скажем, массовые аркебузы были очень плохими - удон-дзю, т.е. "лапша-ружья", которые часто страдали деформацией ствола при эксплуатации - гнулись, разрывались и т.д.). В 100% эффективность катана-гари я не верю - какие-то образцы дешевого массового оружия все равно до нас дошли бы. Но их нет.
- все сохранившиеся развитые формы тати и катана не имеют клинков сабельного типа.
- укороченный по сравнению с японскими образцами клинок эмус - следствие низкого уровня техники кузнечного дела, не позволявшего ковать длинные прочные клинки. Недаром голландские очевидцы XVII в. называют оружие айну "рубаками" (так в переводе), что ставит их ближе к тесаку, чем к катане или тати.
- наконец, старая легенда о том, что Творец дал первому японцу деньги, а первому айну - меч. У народа, самого мечи не ковавшего, такая легенда, ИМХО, появиться не могла.
Вопрос только о совершенстве технологии - тут явно наблюдается проигрыш айну по всем параметрам.
Tresi Maci написал(а):это такой национальный айнский вид спорта, то есть, вначале убивают собственно врага, оставляют его без должного погребения - подвешивают на дереве, чтобы его тело расклевали птицы и растащили звери, а потом до кучи выпиливают его локальную группу.
В переписке с Van я предположил, что это описан обычай кровной мести. Спасибо, кажется, Вы подтвердили мою догадку.
Поскольку книга написана/опубликована в 1858 г., то, выходит, айну усиленно истребляли друг друга еще в середине XIX века?
И что может означать крайне загадочная фраза о быстром заживлении ран при такой резне?
Вот искомая картинка - название книги можно поискать, загнав ее в Гугл (я все равно по-японски не читаю):
Tresi Maci написал(а):"примерно с 10 века айны имеют мечи через торговлю с вадзинами на Хонсю, приаттачивают к мечам деревянные рукояти и ножны в айнском стиле и используют такие мечи/эмус как церемониальные."
Мои соображения против такой торговли см. выше. Можно найти документы, где говорится, что в Х в. японцы продают оружие своим врагам?
Tresi Maci написал(а):айнские мечи эмус из музея в Сидзунай
Чудесно! Огромное спасибо! Описанный мной меч из разоренного черными копателями погребения имел форму клинка как у второго снизу образца, но хвостовик - как у третьего снизу/сверху образца. Это дает законченный типологический ряд. Единственное, что было необычным - орнаментация. Встречаются ли изображения рыб + конических построек типа чума + тыквы-горлянки в искусстве айну?
Вот цитаты из записок, составленных по рассказам Мамия Риндзо:
http://www.vostlit.info/Texts/Dokumenty … metext.htm
ЗАНЯТИЯ (3)
Островитянам хорошо знакома ковка металлов, чем сегодня пренебрегают жители Эдзо. Возможно, ранее в Эдзо металлы успешно обрабатывались до тех пор, пока обработанные металлические изделия не стали поступать сюда из Японии. Есть сведения, что в ковке металлов раньше весьма преуспевали жители района Соя (север Эдзо). Однако сегодня, когда японские товары проникли повсеместно на территорию Эдзо, практика обработки металлов местными жителями стала постепенно угасать.
Что же касается жителей Хацусима, то они не заимствовали технику обработки металлов у какого-либо народа, они научились этому сами. На иллюстрации приведены два типа кузнечных мехов, изготавливаемых из рыбьей или тюленьей кожи с деревянными рукоятками. К мехам прикрепляются трубки из дерева — воздуховоды. Наковальня же — простой камень с гладкой поверхностью. Кузнечные молоты завозятся из Японии. Иногда молотом служит обух топора. Для кузнечных работ сооружается специальный навес, соединенный с крышей жилища. Процесс подробно изображен на рис. № 2. [115]
Один работник качает мехами воздух, другой занимается ковкой металла, мастеря тот или иной инструмент. Воздуходув нажимает на меха правой рукой, а левой держит трубку, чтобы не было утечки воздуха. Железо для кузнечных работ завозится из Японии. Обычно оно попадает сюда в виде гвоздей или металлического лома, которые выменивают в Сирануси на разные товары. Температура ковки обычно такая же, как и в кузнечном деле в Японии. Плохо поддающаяся ковке сталь или железные фрагменты, которые необходимо соединить, обмазываются глиной и подвергаются предварительному нагреву. При изготовлении топоров, ножей и других режущих инструментов металл сначала отпускают сильным нагревом, как и у нас в стране.
Однако качество кованных изделий весьма низкое, поскольку инструменты у кузнеца довольно примитивные. И ценятся они невысоко. При строгании дерева местные жители ведут лезвие не от себя, а к себе. Поэтому ножи здесь изготавливаются с режущей кромкой на вогнутой стороне клинка, как это показано на иллюстрации.
Занимаются здесь и обработкой металлов, но сырья часто не хватает, поскольку металл в этих местах большая редкость. Они берут старые металлические миски для производства кузнечных работ, металл этот мало подходит для ковки и нетрудно себе представить, сколько нужно вложить труда, чтобы выковать из него обычный нож.
СУМЕРЕНКУРУ (2)
Высоко ценятся здесь те же предметы обихода, что и в Эдзо: кинжалы, ножи, украшенные орнаментами ножны и рукоятки, — завезенные из нашей страны. Попадаются и кинжалы маньчжурского производства. Рукояти и ножны выполнены в традиционном для Эдзо стиле и покрыты слоем смолы. Маньчжурскими же племенами очень высоко ценится оружие “батчи”, изготовленное мастерами из племени “корутэкке”. Это оружие в мирное время не имеет практического применения из-за низкого качества металла, оно является личным оружием вождей и состоятельных людей только в военное время.
В контексте самостоятельного изготовления клинков становится ясным импорт качественной фурнитуры - ножны, рукояти, гарды, детали прибора.
Несколько таких образцов найдено черными копателями в Приморье и Приамурье:
Собственно, я случайно взялся за атрибуцию клинка из разоренного погребения - по просьбе ребят из ПГОМ им. В.К. Арсеньева. Им было интересно, что же все-таки им предлагают выкупить "черные копатели". По совокупности признаков теперь у меня не осталось сомнений, что это - эмус. Но с орнаментацией надо думать. Крепко думать. Статья про приморский эмус выходит в НГУ в марте 2012 г. Как выйдет - покажу фото исходника (может, к тому времени удастся его выкупить).
И, как видно из всей ветки - родилась новая проблема. Вопрос самостоятельного оружейного производства у айну + влияние эмус на развитие тати и наоборот. Характерно, что клинковое оружие, принесенное людьми культуры Кофун (ИМХО, племена сяньбийского круга), не имеет особенностей тати, продолжая линию развития материкового однолезвийного оружия, но ими обладает эмус.