в хронике Нихон сёки, свиток 1, Эпоха богов, верхний раздел о происхождении мира читаем следующее:
"В древности, когда Небо-Земля были не разрезаны и Инь-Ян не были разделены1, мешанина [эта] была подобна куриному яйцу2, темна и содержала почку.
И вот, чистое-светлое истончилось-растянулось и стало Небом, а тяжелое-мутное3 удержалось-застряло и стало Землей.
[Стало так потому что] соединение-свертывание тонкого и превосходного происходит легко, сгущение-затвердение тяжелого и мутного - трудно.
Поэтому сначала установилось Небо, а Земля появилась потом. и тогда между ними родились божества.
Говорят, что в начале, когда [происходило] разделение [Неба-Земли], страна-твердь плавала и двигалась, как плавает на поверхности воды играющая рыба.
И тогда между Небом и Землей возникло нечто. По форме оно напоминало почку тростника. И оно превратилось в божество. Имя его - Куни-но токо-тати-но микото4.
Затем [появился] Куни-но сатути-но микото5. Затем Тоё-кумуну-но микото6. Вместе - три божества."
Небесное Дао изменяется само по себе. Поэтому эти божества установились как чисто мужские7."
1. предполагается, что этот фрагмент текста отражает китайский космологический трактат "Хуайнаньцзы";
2. мешанина (хаос), уподобленный содержимому куриного яйца, - понятие, восходящее, по-видимому, к китайскому памятнику "Саньу лицзи", "Раздел о толковании небесных знаков"; понятие хаоса встречаются также в "Вэньсюань", 34-й свиток;
3. различие легких и тяжелых субстанций также восходит к "Хуайнаньцзы";
4. Куни-но токо-тати-но микото - Господин, Вечно Стоящий в Стране;
5. Куни-но сатути-но микото - Господин Молодой Земли Страны;
6. Тоё-кумуну-но микото - Господин Болот, где можно Обильно Черпать воду;
7. предполагается, что эти фразы восходят к фрагменту "Ицзин" - "Путь Ян становится Мужчиной, Путь Инь становится Женщиной".
И это помимо того, что в тексте упоминаются также понятия инь и ян, которые много древнее даосизма и являются понятиями общедаосскими.
Здесь происходит вплетание модных в то время даосских идей и понятий в синтоистский миф. Но возникает вот какой вопрос: не может ли быть так, что синто изначально, то есть еще до составления хроник Кодзики и Нихон сёки и до оформления государственного синто, являлся дальним родственником даосизма?