ДЛИННЫХ КУРГАНОВ КУЛЬТУРА. В середине I тыс. н.э. на обширной территории, охватывающей бассейны Псковского оз., рр. Великой, Ловати, Мсты, Мологи и частично Чагодощи, распространяется новая культура. Она выделяется своими погребальными памятниками в виде длинных курганов. Поселения представлены небольшими неукрепленными селищами, расположенными неподалеку от могильников. На территории Лен. обл. эта культура известна в бассейне верхнего течения р. Луги, где могильники с длинными курганами и сопками второй пол. I тыс. н. э. располагаются чересполосно, в характерных для них исторических ландшафтах. Раскопки проводились с начала ХХ в. (А.А. Спицын у дер. Замошье, С.С. Гамченко у дер. Ситенка), систематические разведки – в конце 1920-х (Н.Н. Чернягин, Г.П. Гроздилов, П.Н. Шульц). В 1970-1990-х Сев.-зап. археологическая экспедиция Лен. ун-та осуществила разведки и раскопки могильников к.д.к. в Лужском р-не (дер. Рапти-Наволок, Г.С. Лебедев, 1971; дер. Естомичи, С.Л. Кузьмин, 1995). Длинные курганы – невысокие валообразные насыпи от 10-12 до 100 м длиной, расположенные в одних могильниках с круглыми курганами полусферической формы. Каждая насыпь содержит несколько, иногда десятки захоронений. После кремации умерших остатки сожжений помещались в различных местах насыпи: в ямках или на погребальных площадках в основании, в погребальных урнах, берестяных туесках, прямо на поверхности. Немногочисленные находки (бронзовые «бляшки-скорлупки» и колпачкообразные бляшки, поясные пряжки, ножи, глиняные пряслица, синие стеклянные бусы, каменные кресала, лепные глиняные сосуды) позволяют датировать наиболее ранние погребения V в., самые поздние – IX-X вв., когда они сменяются древнерусскими курганными могильниками. Обычно могильники и селища располагаются в стороне от крупных рек и водоемов, на песчаных возвышенностях в сухих боровых лесах, при дорогах. Основу деятельности населения составляло комплексное лесное хозяйство и подсечное земледелие с использованием огня и ручных орудий обработки земли. В научной литературе длинные курганы связывали как со славянами, так и с дославянским населением. Благодаря трудам академика В.В. Седова утвердилась мысль о создании этой культуры первой волной славянских переселенцев из областей Среднего Повисленья. В ее состав были включены балты, пришедшие вместе со славянами, и местное прибалтийско-финское население. Лит.: Спицын А.А. Раскопки 1910 г. в Лужском уезде С.-Петербургской губернии // Известия Археологической комиссии. Вып. 53. Пг., 1914. С. 89; Лебедев Г.С. Длинные курганы Верхнего Полужья // Краткие сообщения Института археологии. 1974. № 139. С. 69-73; Лебедев Г.С. Археологические памятники Ленинградской области. Л., 1977. С. 78-99; Лесман Ю.М. Памятники культуры длинных курганов в Лужско-Оредежском междуречье // Новое в археологии Северо-Запада СССР. Л., 1985. С. 33-37; Седов В.В. Славяне в раннем средневековье. М., 1995. С. 211-217 К.М.Плоткин
http://www.enclo.spb.ru/alphabet/index. … 78c51cd550
http://www.bibliotekar.ru/rusNovgorod/1.htm
http://nwae.spb.ru/?0-418
http://www.archaeology.ru/ONLINE/Petrow/chvoina.html
http://bibliotekar.ru/rusNovgorod/143.htm - КДК в Кушавере