gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » gengo-chan » айны: история и антропология » Куда пропали камчатские айны ?


Куда пропали камчатские айны ?

Сообщений 1 страница 30 из 31

1

В общем сабж. Слышал что их то ли ассимилировали, то ли ещё как извели ительмены или седанкинцы.

0

2

они никуда, тащемта, не пропали. они есть, но многие из них, понятное дело, ассимилировались с ительменами и с русскими.

0

3

Представители малочисленного народа айну хотят узаконить свой статус
03.04.2008 18:09 | Российская Газета

Сейчас айну на Камчатке осталось только 12 человек. Шестеро из них - члены родовой общины и постоянно проживают в Петропавловске-Камчатском, остальные же разъехались по районам края.

Айну входят лишь в перечень коренных малочисленных народов мира, однако в аналогичном перечне российских коренных малочисленных народов Севера, Сибири и Дальнего Востока их нет. Поэтому представители айну обратились к депутатам Законодательного собрания Камчатского края с просьбой узаконить их статус.

- С подобной просьбой айну обратились к депутатам впервые, - заявила корреспонденту "РГ" консультант комитета по делам коренных малочисленных народов Севера Камчатского края Александра Коваленко. - Наша задача сейчас собрать доказательную базу и выйти с предложением на уровень правительства РФ, ведь айну лишены доступа к водным и лесным биоресурсам, а рыбалка и охота - традиционная хозяйственная деятельность аборигенов.

Для формирования доказательной базы на Камчатке действует инициативная группа, которая собирает исторические и этнографические документы, свидетельства о рождении, данные переписей населения прошлого века, сотрудничает с архивом.

- В советские времена айну преследовали, обвиняли в шпионаже для Японии. Многие айну вступали в брак с русскими, чтобы избавиться от японской фамилии, - говорит Алексей Накамура, представитель родовой общины.

С японского его фамилия переводится как "деревня" или "провинция". Да и зовут Алексея по-настоящему Асира, что в переводе значит "жизнь".

- Сейчас нам хочется справедливости, мы хотим возродить наши народные промыслы, культуру, религию. Мы постоянно ведем переписку с айну с Сахалина, Корякии, обменивается сведениями, документами, - продолжил Алексей Накамура.

- Краевые депутаты поддержали инициативу и готовы помочь общине узаконить статус национальности, - заявила руководитель комитета по вопросам коренных малочисленных народов Севера Законодательного собрания Камчатского края, Татьяна Романова.

Кстати, в ходе последней переписи населения айну попали в группу "без национальности", да и ни один суд в стране не сможет признать национальную принадлежность айну, пока они не будут занесены в официальный перечень народов, проживающих на территории России.

Справка "РГ"

Согласно историческим документам, айну были самым многочисленным этносом Дальнего Востока, их численность достигала около пяти тысяч человек. Айну заселяли Японские острова, остров Сахалин, Курильские острова и юг полуострова Камчатка. Позже часть айну была ассимилирована японцами, а часть смешалась с русским населением Дальнего Востока.

Светлана Богданова, Камчатский край

http://www.rambler.ru/news/0/0/12502213.html

0

4

Tresi Maci написал(а):

они никуда, тащемта, не пропали. они есть, но многие из них, понятное дело, ассимилировались с ительменами и с русскими.

Т. е. по-айнски они совсем нет ?

Когда-то мне попадался документ советских времён, что айнов нельзя было упоминать в печати.

0

5

у нас чудовищно безграмотные журналисты, могли бы хоть в качестве консультанта какого-нибудь япониста привлечь:

... говорит Алексей Накамура, представитель родовой общины.

  С японского его фамилия переводится как "деревня" или "провинция". Да и зовут Алексея по-настоящему Асира, что в переводе значит "жизнь".

Накамура, вообще-то, "Срединная деревня", Асира - не очень понятно что такое, и не японское и не айнское имя.

Наша задача сейчас собрать доказательную базу и выйти с предложением на уровень правительства РФ, ведь айну лишены доступа к водным и лесным биоресурсам, а рыбалка и охота - традиционная хозяйственная деятельность аборигенов.

тут еще дело в том, что в российском законодательстве для коренных малочисленных народов предусмотрены существенные налоговые послабления, право на альтернативную службу, льготные квоты на вылов рыбы и т.п...

Сейчас нам хочется справедливости, мы хотим возродить наши народные промыслы, культуру, религию. Мы постоянно ведем переписку с айну с Сахалина, Корякии, обменивается сведениями, документами, - продолжил Алексей Накамура.

вообще-то, на Сахалине айну уже давным-давно нет, а камчатские айны еще в начале 20 века перемешались с русскими и с ительменами, ну, полукровки допустим, могут быть, которые помнят о том, что они происходят от айну, но откуда айну в Корякии? это несколько странно.

Согласно историческим документам, айну были самым многочисленным этносом Дальнего Востока, их численность достигала около пяти тысяч человек.

здесь явно опечатка/ошибка, потому что, если пять тысяч - то это как раз наоборот - совсем не многочисленный народ...
надо думать, что айну никогда не были таким уж многочисленным народом, но, возможно, что в лучшие времена их численность достигала примерно ста тысяч.

0

6

Эдр написал(а):

Т. е. по-айнски они совсем нет ?

скорее всего.

0

7

Эдр написал(а):

Когда-то мне попадался документ советских времён, что айнов нельзя было упоминать в печати.

это было в течении лет 20 после второй мировой войны.

0

8

Tresi Maci написал(а):

здесь явно опечатка/ошибка, потому что, если пять тысяч - то это как раз наоборот - совсем не многочисленный народ...
надо думать, что айну никогда не были таким уж многочисленным народом, но, возможно, что в лучшие времена их численность достигала примерно ста тысяч.

Где-то крутилось число, что в середине прошлого века айнов было 18-20 тысяч. А если взять начало двадцатого века, сколько было айнов на территории России и на территории Японии скажем на 1900 год ? Если не в абсолютном числе, то хотя бы в процентном соотношении.

0

9

Эдр написал(а):

А если взять начало двадцатого века, сколько было айнов на территории России и на территории Японии скажем на 1900 год ? Если не в абсолютном числе, то хотя бы в процентном соотношении.

в России их было, наверно, 2 - 3 тысячи, в Японии примерно 18 - 20 тысяч.

0

10

Tresi Maci написал(а):

в России их было, наверно, 2 - 3 тысячи, в Японии примерно 18 - 20 тысяч.

в 1900 году в России (на Сахалине) было 1744 айна.

+1

11

Tresi Maci написал(а):

Асира - не очень понятно что такое, и не японское и не айнское имя.

Вот тут присутствует некий японец Асира:

http://japanpoetry.ru/author/1448

0

12

в 1901 году на Хоккайдо было 17688 айнов.

+1

13

Эдр написал(а):

Вот тут присутствует некий японец Асира:

это не японец, это какая-то псевдояпонщина, антропология аэропорта одним словом.

0

14

Tresi Maci написал(а):

они никуда, тащемта, не пропали. они есть, но многие из них, понятное дело, ассимилировались с ительменами и с русскими.

По словам Ивана Козыревского, которые можно понимать двояко, айну к 1726 г. на Камчатке или не было вовсе, или же они проживали исключительно в пределах мыса Лопатка.

Точнее цитату могу поискать - вернее, их две и одна противоречит другой.

0

15

Nie Shicheng написал(а):

По словам Ивана Козыревского, которые можно понимать двояко, айну к 1726 г. на Камчатке или не было вовсе, или же они проживали исключительно в пределах мыса Лопатка.

а откуда же у Крашенинникова список айнских слов?

0

16

Tresi Maci написал(а):

а откуда же у Крашенинникова список айнских слов?

1) Лопатку никто пока не отменил (см. выше).

2) Торговать они явно ездили на Камчатку - об этом есть недвусмысленные упоминания (как и в набеги ходили - Козыревский пишет, что много камчадалов в рабах у айну на юге архипелага и даже в Японии - благодаря набегам айну). Могли быть контакты с торговцами.

0

17

Nie Shicheng написал(а):

1) Лопатку никто пока не отменил (см. выше).

ну Лопатка - это Камчатка же!

0

18

Tresi Maci написал(а):

ну Лопатка - это Камчатка же!

Ога! И вот:

Nie Shicheng написал(а):

или же они проживали исключительно в пределах мыса Лопатка.

:D

Козыревский неоднократно прошел и Камчатку, и большую часть Курил. Воевал, приводил в подданство. Но эпизод с айну на ЛОпатке очень скользкий - все же это не отчет, а легенды к карте.

0

19

Nie Shicheng написал(а):

или же они проживали исключительно в пределах мыса Лопатка.

это предположение легко опровергается данными топонимики и археологии.

0

20

Tresi Maci написал(а):

это предположение легко опровергается данными топонимики и археологии.

Весь вопрос - на какой период?

Уже Атласов (с 1697) писал, что имел дело с камчадалами, а не с айну (ЕМНИП, он даже про них и не знал).

Т.е. айну к концу XVII в. были оттеснены на юг. А в 1726 г. они могли еще держаться на Лопатке, но не более того.

Кстати, "Восемь племен" Тан-Богораза помните? Это 1902 г. Вот что он писал об айну, которые пришли на поле Великого Авви:
http://www.emaproject.com/lib_view.html … 82#p2|20|n
http://www.emaproject.com/lib_view.html … 82#p2|72|n

0

21

Nie Shicheng написал(а):

Кстати, "Восемь племен" Тан-Богораза помните? Это 1902 г. Вот что он писал об айну, которые пришли на поле Великого Авви:
http://www.emaproject.com/lib_view.html … 82#p2|20|n
http://www.emaproject.com/lib_view.html … 82#p2|72|n

интересность! но там же про ительменов, тащемта.

0

22

Nie Shicheng написал(а):

Весь вопрос - на какой период?

на поздний неолит - средневековье. в новое время айны уже постепенно уходят с Камчатки.

0

23

Tresi Maci написал(а):

интересность! но там же про ительменов, тащемта.

На этих страницах - о "мохнатых Куру" - торговцах металлом в период до прихода русских.

Tresi Maci написал(а):

на поздний неолит - средневековье. в новое время айны уже постепенно уходят с Камчатки.

Так я сразу и говорю о Новом Времени - и Атласов, и Козырев действовали в очень близкие сроки - менее 30 лет разрыва между ними.

0

24

Tresi Maci написал(а):

а откуда же у Крашенинникова список айнских слов?

Смеялсо!

Отправив помощника Степана Плишкина с толмачом Михаилом Лепихиным в «Курильскую землицу» (на Курильские острова) за сбором материала, весной 1738 года учёный посетил долину Паужетки (левый приток Озёрной), открыл и впервые описал полуметровые бьющие гейзеры.

Собственно, ларчик просто открывался  :cool:

0

25

Кстати, вот статья Полевого:
http://www.topkam.ru/kamchatka/place_name_kamchatka/

И карта Сибири и Дальнего Востока:
http://uploads.ru/t/H/z/u/HzuM3.jpg

0

26

Nie Shicheng написал(а):

Так я сразу и говорю о Новом Времени - и Атласов, и Козырев действовали в очень близкие сроки - менее 30 лет разрыва между ними.

В новое время айны там тоже были, но, конечно, не в таком объеме как в раннее средневековье.

0

27

Tresi Maci написал(а):

В новое время айны там тоже были, но, конечно, не в таком объеме как в раннее средневековье.

Судя по данным Козыревского, если и были - только на Лопатке.

Как происходило вытеснение - неясно. Есть ли какие-либо археологические данные - не знаю.

0

28

В общем, сегодня перечитал Козыревского - Иван Петрович четко указывает первых иноземцев-курила только на Шумшу (и южнее). После чего говорит, что "носовые иноземцы" порой посещают Уяхкупа (о. Алаид) для сбора сараны и охоты. И говорит, что айну с Шумшу и Парамушира и некоторых других островов знают "язык иноземцов Большой реки", т.к. они тесно общаются и даже вступают в брак с иноземцами, живущими на п-ове Лопатка.

Т.е. он четко отделяет "иноземцов-камчадалов" от "иноземцов-курила" и говорит, что поселения курила начинается только с Шумшу. Но при этом не исключено, что какое-то количество айну, имеющих по браку родственников из камчадалов, проживает на Лопатке.

0

29

Посмотрел Полевого - он упоминает, что в 1706 г. на каком-то из крупных озер Камчатки было некое айнское поселение. Судя по всему, одно из последних.

Айны стремительно уходили на юг. За ними шли ительмены. Уже к 1720-м годам ительмены частично переселяются на Шумшу и Парамушир, айны на Лопатке смешиваются с ними (отражено у Козыревского). К 1730-м ительмены начинают господствовать на "первых островах".

Фактически, миграция айну с Камчатки на юг произошла на глазах у русских - в 1700-1730-х годах. Но документирована слабо - русских мало интересовала национальность и языковая принадлежность ясакоплательщиков. Однако полученных данных хватает,чтобы сказать - к 1726 г. отдельные айнские семьи жили на Лопатке, а к 1755 г. на "первых островах" уже были тойоны-ительмены.

0

30

Nie Shicheng написал(а):

на каком-то из крупных озер Камчатки было некое айнское поселение

может быть, имелось в виду Курильское озеро, нэ?

0


Вы здесь » gengo-chan » айны: история и антропология » Куда пропали камчатские айны ?


Создать форум.