Акулов А.Ю. Закрытие вопроса о цорпок-куру, или еще раз о связях культуры айну с культурой Дзёмон//Известия Института Наследия Бронислава Пилсудского № 12, Южно-Сахалинск, 2008, С. 223 - 231
Постановка проблемы
Различные исследователи айнской культуры (Дж. Бэчелор., С. Цубои, Б.О. Пилсудский, Л.Я. Штернберг) в разное время и от разных информантов записывали т. н. легенду о цорпок-куру. (Написание цорпок-куру правильнее, чем широко распространенное коропок-гуру, потому что, во-первых, коропок есть искажение оригинального айнского слова цорпок – «под», а во вторых, потому что в айнском языке звук [г] сам по себе не существует, а возможен лишь как вариант фонемы /к/.)
В самом обобщенном виде легенда о цорпок-куру выглядит следующим образом: когда айны пришли на Хоккайдо/Сахалин, то они столкнулись с народом, живущим в землянках и изготовляющим керамическую посуду. Представители этого народа были невысокого роста и внешне не сильно отличались от айнов, также как и айны охотились на сухопутных и морских зверей и ловили рыбу. Кроме того, имели обыкновение похищать айнских женщин, из-за чего айны стали вести с этим племенем войны и, в конце концов, вынудили его покинуть Хоккайдо/Сахалин.
На Хоккайдо это мифическое доайнское племя называлось цорпок-куру, на Сахалине – тонци.
Когда начались серьезные исследования айнов, а также археологические исследования культуры Дзёмон, то антропологи неоднократно расспрашивали айнов о происхождении котлованов, оставшихся от землянок, керамики и каменных орудий, и в ответ получали легенду о цорпок-куру.
Опрашиваемые айны также добавляли, что ни они сами, ни их предки никогда не строили землянок, не пользовались керамикой или каменной посудой. (Козырева 1967: 21 – 22)
Мнения антропологов по поводу легенды о цорпок-куру и о том: являются ли останки каменного века результатом деятельности айнов разделились. Одни антропологи (Цубои Сёгорō, Бронислав Пилсудский) полагали, что народ цорпок-куру действительно существовал, и был вытеснен айнами, и что котлованы жилищ, глиняная посуда и каменные орудия принадлежат, находимые при раскопках, принадлежат не айнам, а доайнскому племени цорпок-куру.
Другие антропологи (Р. Тории, Ё. Коганэи, Н.Г. Манро, Б. Ляуфер, Дж. Бэчелор,) рассматривали коропок-куру как чисто мифологический народ, полагали, что создателями древних землянок, керамики и каменных орудий являются айну, и указывали на многочисленные сходства артефактов эпохи Дзёмон и артефактов «исторических айнов», а также на явное антропологическое сходство дзёмонского населения и т.н. «исторических айнов».
В настоящее время в японской и европейской антропологии возобладала вторая точка зрения.
Однако, в отечественной антропологии вопрос о связях современных айнов с эпохой Дзёмон все еще остается открытым. Тому есть немало причин, но основной причиной, на наш взгляд, является чрезмерная археологизация отечественной антропологии: когда заходит речь о древних эпохах, то, прежде всего, внимание уделяется материалам найденным в результате археологических раскопок, которые всегда почему-то рассматриваются вне контекста среды обитания, вне временного контекста и подчас вообще безо всякого соотнесения с общим контекстом изучаемой культуры. Так, например, когда археологи на Сахалине, Курильских островах или на Хоккайдо находят в одном месте несколько десятков котлованов древних землянок, то, как правило, немедленно делается заключение, что здесь некогда было очень большое поселение. При этом, естественно, никто не задумывается о том, что, во-первых, это «большое поселение», скорее всего, существовало на протяжении двух – трех тысяч лет, и что строительство двадцати – тридцати землянок за такой большой период времени как раз наоборот свидетельствует о том, что это поселение было крайне малочисленным. Кроме того, совершенно не принимается во внимание тот факт, что люди, которые жили в тех поселениях, занимались не земледелием, а охотой, рыбной ловлей и собирательством, и что для существования такой культуры совершенно необходимо значительное пространство дикой природы, а еще важнее поддержание равновесия в природной среде и в человеческой популяции – недопущение демографических взрывов, поэтому «больших поселений» не могло быть по определению.
Поэтому, в настоящей статье мы попытаемся прояснить проблему связи культуры «исторических айнов» с культурой Дзёмон.
Теория Цубои Сёгорō
1. Различия в строении скелета человека эпохи Дзёмон и современных исторических айнов.
2. Глиняные статуэтки догу во множестве находимые в культурных слоях эпохи Дзёмон интерпретировались Цубои как портреты людей каменного века. Рассматривая одежду, прическу, антропологический тип и пр. Цубои пришел к выводу, что статуэтки догу изображают не айнов, а эскимосов. Особенное внимание здесь уделялось т.н. «фигуркам в солнцезащитных очках», (т.е. попросту фигуркам с очень большими глазами, занимающими иногда до 2/3 лица – А.А.)
3. Цубои отмечал также, что человек эпохи Дзёмон ел больше моллюсков, чем исторические айны, поскольку древние люди оставили после себя огромные раковинные кучи, чего не делают айны.
4. Кроме того Цубои утверждал, что имеется мало сходства между искусством эпохи Дзёмон и искусством исторических айнов.
5. Также Цубои отмечал, что айны не изготовляют керамическую посуду и каменные орудия, а также не живут в землянках.
На основании всего этого, Цубои Сёгорō делал вывод о том, что люди эпохи Дзёмон не были предками айнов.
Факты опровергающие теорию Цубои и подтверждающие теорию Коганэи – Манро
1. Лингвистический анализ легенды о цорпок-куру
Прежде всего, обратимся к значению слова цорпок-куру: оно состоит из двух морфем: цорпок – "под" и куру – "человек". Таким образом, его можно перевести как "человек под", "люди под", т.е. "люди [живущие] под [землей]".
На Сахалине этот доайнский народ называется тон-ци.
"Ляуфер отождествляет выражение тонци и тоици (тои "земля", ци "жилище" следовательно "земляное жилище"), которые оба могут быть отождествлены; по Ляуферу теперешние жилища сахалинских айну также называются тоици, Коганэи слыхал, как айну на Сахалине называли свои зимние юрты тоицисэ, а летние "сакцисэ". Возможно, что на Сахалине "тоици" употребительно как местное выражение, как и тоицисэ, так как айну северных Курильских островов на Сикотане называют свои земляные юрты очень похожим именем – тоицэ (цэ "жилище"). Коганэи обращает внимание на то, что при удалении из слышанного Цубои на Эдзо (совр. Хоккайдо – А.А.), вышеприведенного названия "тоицикуру" известной нам части "куру", получается то же название, которое Ляуфер слыхал на Сахалине, которое, однако, иначе объясняется. Тории Рюдзō слыхал, как на о. Эторофу (совр. Итуруп – А.А.) две старые айнские женщины называли этот мифический народ именем тоисэкуру (сэ "жилище")." (Позднеев 1909 Т.1: 42 – 43)
К этому пассажу можно добавить, что той означает землю именно как почву; ци, цэ, сэ – диалектные варианты слова ци-сэ – «дом», «жилище», буквально: "наше гнездо/берлога"; варианты тонци/тойци абсолютно логичны и регулярны, если иметь в виду, что в языке айну на морфемных стыках существуют следующие позиционно обусловленные чередования: рт -> тт, рн -> нн, нс ->йс, нц -> йц.
Таким образом, видно, что слова тон-ци и цорпок-куру являются абсолютно нормальными словами айнского языка, этимология их абсолютно прозрачна, и что особенно примечательно – эти слова употреблялись айнами в отношении самих себя.
Также весьма интересен и важен тот факт, что легенда о цорпок-куру бытовала там, где айны уже более-менее отошли от традиционного образа жизни: "… далее на север это предание [легенда о цорпок-куру – А. А.] уже прекращается, на северных Курильских островах о нем никто ничего не знает, и здесь не только не рассказывается о том, чтобы эти острова были заселены кем-либо до переселения туда айну, напротив они утверждают, что живут на этих островах с самых давних времен. При расспросах об остатках каменного века, айну Северно-Курильских островов с уверенностью говорят, что эти остатки принадлежат их предкам." (Позднеев 1909 Т.1: 52)