Растафари - контрультура и субкультура
(2003)
Roots - корни - раста как контркультура
Что такое растафарианизм: мессианская секта, народно-религиозное движение, нативистский синкретический культ, движение за культурную самобытность, суррогат панафриканской идеологии, политическое антирасистское течение, негритюд «для бедных», трущобная субкультура люмпенства или молодежная мода. За 60 лет растафарианизм (растафарианство, чаще – просто «раста») прошел через удивительные, даже невероятные метаморфозы. В нем отразилась история африканской диаспоры и близко связанная с нею последние полтора века эволюция общественной мысли Африки, религиозные ереси и гарвеизм, панафриканизм и рок музыка, массовое сознание и проблемы духовной деколонизации.
Растафарианство возникло как профетическая секта, обожествлявшая имератора Эфиопии Раса Тафари Мэконнена (отсюда и название секты), короновавшегося 2 ноября 1930 года под именем Хайле Селасси «Власть Троицы». Секта возникла на Ямайке в начале 30-х годов.
В первые три десятилетия существования секты единственным упоминанием о ней были резко враждебные и необъективные статьи в местной газете “Daily Gleaner”, живописавшие братию (так называли себя члены секты, позднее появилось и другое имя – «растаман») враждебными обществу полусумасшедшими подонками.
Первым ученым, проведшим полевые исследования растафарианских сект, был специалист по социологии религии Джордж Итон Симпсон, автор многих работ, посвященных культам африканского происхождения в странах Карибского бассейна. По материалам своих наблюдений 1953 – 1954 гг. он попытался описать культ с точки зрения функционализма в социологии. Симпсон считает секту инструментом снятия фрустрации и адаптации меньшинства к доминирующей культуре косвенным путем – через отказ от недоступных низам социальных благ.
Последующие исследователи критиковали Симпсона за преувеличение организационной оформленности растафарианских групп. Симпсон выделяет «институты», сложившиеся в общинах растафарианцев, и их функции. Описание самого культа дается вскользь, сводится к пяти основным положениям:
1. Хайле Селасси – живой бог;
2. Хайле Селасси всемогущ, ему подвластна даже ядерная энергия;
3. Чернокожие – это эфиопы, новое воплощение древних иудеев;
4. Богами римлян были деревянные идолы, англичане считают Бога духом, бесплотным и невидимым, на самом же деле Бог жив и находится в мире – это Хайле Селасси;
5. Небо и рай – это обман, рай черного человека – на Земле, в Эфиопии.
Симпсон определяет расту как «искейпистско-адаптационный тип деятельности, псевдорелигиозное движение», как контркультуру, нормативная система которой включает в качестве главного элемента тему конфликта с ценностями общества в целом, а нормы ее можно понять лишь в плане конфликтных отношений с окружающей господствующей культурой. Симпсон подчеркивает, что раста – это именно контркультура, а не субкультура, это важно отметить в связи с дальнейшей эволюцией расты в сторону превращения ее в субкультуру.
В конце 50-х годов происходят столкновения растаманов с полицией, в них начинают видеть не просто отщепенцев, но и опасных заговорщиков и даже агентов Фиделя Кастро. Чтобы успокоить общественное мнение и помочь правительству определиться в отношении секты, одновременно по просьбе членов секты и по инициативе властей тремя учеными из университета Вест-Индии было предпринято «объективное исследование с целью установить истину о движении и выработать рекомендации для администрации". Результатом проведенных М.Г. Смитом, Р. Ожье и Р. Неттлфордом исследований стало первое подробное описание расты «сектантского периода».
Предтечами культа были душевнобольной пророк Александр Бэдуорд, всполошивший Кингстон невнятными пророчествами о «мистерии трех корон», и всемирно известный основатель близкого к панафриканизму движения за репатриацию афро-американцев уроженец Ямайки – Маркус Гарви. В 1927 – 1935 годах высланный из США «временный президент Африки» жил на родном острове. Он часто выступал с речами в парках Кингстона, его сочинение «Черный фундаментализм» ходило по рукам. Пламенные воззвания Гарви стали частью городского фольклора Кингстона. Особенно запомнилось предсказание о воцарении в Африке черного императора, под властью которого возродится черная раса. Большое впечатление оставили призывы вернуться на землю предков, отказавшись от чуждой культуры, возродить гордость за свою расу и ее прошлое – Гарви приписывал африканское происхождение всей мировой цивилизации.
В обстановке Великой депрессии и разрухи, вызванной на Ямайке ураганами в начале 1930 г. появление газетных сообщений о коронации Хайле Селасси сильно взбудоражило умы. Сразу три пророка – Леонард П. Хоуэлл, Джозеф Натаниел Хибберт и Арчибальд Данкли – одновременно и независимо друг от друга начали проповедь нового учения, подкрепляя его своеобразным истолкованием отдельных мест из Библии, где упоминалась Эфиопия (в значении: «Африка») или же содержались «намеки» на африканское происхождение библейских персонажей.
Общая всем пророкам система состоит в следующем: Хайле Селасси I, Лев Иудейский, Царь Царей и т.д. – потомок дома Соломонова, очередное воплощение Бога, избавитель избранной расы – черных иудеев. История еврейского народа, изложенная в Ветхом Завете, - это история африканцев; белые же евреи – самозванцы, выдающие себя за богоизбранный народ. За грехи свои черные иудеи были наказаны рабством в Вавилоне. Четыре пирата – Дк. Хоукинс, С. Роде, Д. Ливингстон (?!) и Дж.Грант – при Елизавете I привезли чернокожих в Америку, т.е. в вавилон. Бог давно простил свой избранный народ, вскоре он вернется на Сион, известный непосвященным как Аддис-Абеба. Эфиопия – это рай черного человека, Америка – это ад, Вавилон. Церковь – орудие Вавилона для обмана чернокожих, избавление ждет не на небесах, а в Эфиопии. Настоящий Бог белых – папа Иоанн XXIII, глава Ку-клус-клана, очередное воплощение антихриста, прокаженного вурдалака, англосакса и рабовладельца Адама – Авраама. Маркус Гарви – новое воплощение Иоанна Крестителя, он вернется на Ямайку в 1960 году на присланных Хайле Селасси кораблях, чтобы возглавить репатриацию. Если избавление не произойдет мирно, следует объявить «военный танец Ватутси» (очевидно, растаманы видели в иллюстрированном журнале фотографию красочного танца воинов тутси). Белые перевели Библию, первоначальный язык которой – амхарский, исказив ее и утаив самые важные фрагменты. Но остались намеки, которые может верно истолковать просветленный ум. Для глубокого проникновения в суть вещей и смысл Писания рекомендовалось ритуальное курение ганжи (индийская конопля, марихуана), под которой понималось всякое упоминанпе «травы» в Библии.