Общие сведения об айнской музыке
"Айны любили пение, игру на музыкальных инструментах и танцы. Их музыка спокойна и красива, их танцы скорее грациозны, чем энергичны. И в самом деле, айнам не очень нравились танцы их соседей - ороков, поскольку последние больше всего ценили в танцах силу и движение, что, по мнению айнов, всегда шло в ущерб грациозности и красоте танца. Помимо шаманского бубна, который не являлся обычным музыкальным инструментом, более всего почитались пятиструнные тонкори как божества, как духи.
Рис. 1 Айны играют на tonkor
Были и другие музыкальные инструменты типа флейты - пекуту (pehkutu) и мукун (muhkun). Последний представлял собой маленькую плоскую палочку, сделанную из раскола бамбука с веревочкой. Прерывистые звуки при этом возникали от дыхания музыканта сквозь отверстие в бамбуковой палочке и одновременного ритмичного подергивания за веревочку. Каждая мелодия, исполняемая так на мукуне, рассказывала историю без слов. Одна мелодия рассказывала о том, как мать, плача и падая в снег, разыскивала своего потерявшегося в снегу ребенка. Другая говорила о покинувшем возлюбленном. Или: возлюбленная не пришла на свидание, вдруг она перепутала место встречи? Мелодия на мукуне сопровождалась словесным речетативом: "Если ты слышишь эту мелодию, пожалуйста, иди ко мне". В данном случае музыкальный инструмент служил часто средством общения между молодыми возлюбленными, когда двое договаривались об определенной мелодии, служившей сигналом для любовной встречи."
Эмико Онуки-Тирни Айны Северо-Западного побережья Южного Сахалина / Перевод с английского Т.П. Роон // Краеведческий Бюллетень № 2, 1996, Южно-Сахалинск, с. 100.
Следует иметь в виду, что тонкор (тонкори - японское искажение так же как и муккури) - это исключительно сахалинский инструмент, пришедший на Сахалин с Дальнего Востока, а туда в свою очередь, из Сибири и Средней Азии, но изначально в айнской культуре такого музыкального инструмента не было. На Хоккайдо тонкор также был завезен уже в новейшее время сахалинскими айнами. (Оки Кано именно потому играет на тонкори, что происходит от сахалинских айнов, его дедушка был перевезен после войны с Сахалина вместе со многими другими сахалинскими айнами.)
Хотя в современной этнической айнской музыке муккур и тонкор сосуществуют, а ранее сосуществовали у сахалинских айнов, изначально муккур и тонкор занимают в айнской музыке примерно одну и ту же нишу и являются, в сущности, взаимоисключающими инструментами.