gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.



Гейши!

Сообщений 1 страница 3 из 3

1

Да, это жутко неожиданно, но это «верхний пост» о гейшах (в двух частях), в котором я стараюсь объяснить терминологию. Вопросы, пожелания, предложения приветствуются.
http://2photo.ru/uploads/posts/600px/1/20080930/zoe_lacchei/30_09_2008_0234942001222753943_zoe_lacchei.jpg
Гейши — явление очень японское, тем самым весьма увлекательное. Гейша — это друг, собеседник, психолог, соблазнитель, невеста и шоумен в одном лице. Мужчины приходят в чайные домики за фантазиями, безопасным флиртом и возможностью почувствовать себя королевой. И за всё это платятся большие деньги. Причем секс — самое последнее на уме посетителей. Конечно, между гейшей и её клиентом случается интимная близость, но это скорее исключение, чем правило. Гейши никогда не предлагают своё тело, но предлагают свою компанию и внимание. Гейши могут встречаться с клиентами вне вечеринок, сопровождать их на светские рауты или по магазинам — всё это по договорённости. Основное поле деятельности гейш — банкеты «о-дзасики». «Провести вечер с гейшей» значит «веселиться до упаду, слушать традиционные японские песни и танцы, есть лучшие блюда из дорогих ресторанов и окунуться в прошлое, оставаясь в настоящем». Гейши — не проститутки, наоборот, исторически, им было запрещено заниматься проституцией, чтобы не составлять конкуренцию зарегистрированным жрицам любви.
http://farm5.static.flickr.com/4095/4804212043_b6b0bc1b1c.jpg
Так за что же платят клиенты? Чтобы лучше понять это, нужно совершить небольшой экскурс в японскую историю и культуру.
Отношения мужчин и женщин в Японии в старину очень отличались от того, что мы сейчас видим вокруг себя и скорее напоминают те, что распространены в беднейших странах Ближнего Востока. Жена полностью зависела от мужа и, фактически, была его собственностью. Девочке из семьи, не состоявшей при дворе, с рождения было уготовано два пути: либо быть выданной замуж за наиболее понравившегося её родителям кандидата, либо быть проданной в публичный дом или в «окия» — дом гейш. И ещё неизвестно, что из всего этого было хуже.
Японская мораль не считает секс грязным, а проституцию — греховным или недостойным занятием, поэтому закон о полном запрете проституции вышел в Японии только в 1958 году. До этого времени все более-менее состоятельные японцы проводили в весёлых кварталах большУю часть свободного времени. Государство только следило за тем, чтобы все проститутки были зарегистрированы и платили отчисления с доходов. Соответственно, запрещена была проституция без лицензии. Гейши, как не имевшие лицензии, могли только развлекать и разогревать клиентов до прихода ю:дзё (проституток).
Чтобы попасть на о-дзасики, нужна рекомендация. Только личная рекомендация одного из уважаемых клиентов, даже телефонным звонком обойтись нельзя. Исключение составляют звёзды кино мировой величины и важные политические деятели, уровня президентов и министров. Если новенькому повезло, то он сможет посетить банкет, однако даже лучшие рекомендации не помогут кому бы то ни было прийти на о-дзасики в одиночку. Увидеть гейш — не цель посетителей о-дзасики, это, в первую очередь, коллективное мероприятие. Обычно на каждого клиента нанимается отдельная гейша или ученица. Гейши помогают посетителям расслабиться, ведут беседы на интересные этим конкретным клиентам. Например, если ожидается несколько банковских работников, то гейши перед банкетом будут изучать биржевые сводки и экономические колонки в газетах. Кроме бесед подразумевается традиционная японская кухня и много сакэ. Японцы очень закомплексованы правилами и условностями, поэтому сакэ выпивается действительно много. Настолько много, что учениц токийских гейш называют «о-сяку-сан», госпожой разливающей.
Гейши разбавляют разговоры выступлениями, традиционными танцами и песнями. Для непосвящённого танцы выглядят чересчур статичными (почти всё время исполнительница стоит на одном месте), а песни — немелодичными и занудными. Но для знатоков исполнение гейш — эталон стиля. Обыватели могут увидеть таланты гейш в искусствах на фестивалях, проводящихся несколько раз в год, за умеренную плату. Кроме того, гейши Киото летом разливают пиво в городском саду. И всё.

«Неужели это и всё, что делают гейши с клиентами?!» Да! Европейцам трудно понять, как женщина может развлекать мужчину за деньги, не прибегая к сексу. Японцам же (особенно тем, кому куртизанки высшего класса были не по карману) было вполне понятно, почему гейша, которую даже нельзя поцеловать, лучше жены. Гейша всегда в хорошем настроении, на ней всегда надето кимоно из лучших магазинов. Её причёска идеальна. Она мила и приветлива. Разумеется, такая женщина стоит тех денег, что платят за её общество.
http://farm4.static.flickr.com/3395/4633840908_bb8db73633.jpg
Внешне гейшу отличает кимоно и густо набелённое лицо. Однако, гейш частенько путают с гейшами-ученицами — майко. «Гэйся» (именно так пишется японское слово) означает «тот, кто занимается искусствами». «Майко» же — «танцующая девочка». Майко выглядит более эффектно: на ней кимоно, покрытое узорами сверху донизу, кимоно гейши имеет узоры только ниже пояса. Сам пояс «оби» у майко сзади свисает почти до земли, у гейш же он завязан в бант.
Хотя майко на европейский взгляд выглядят заметнее, японцы знают, что яркие краски призваны оттенять неумелость майко. Чем старше становится ученица, тем более спокойны цвета в её наряде.
Условия, которые нужно соблюсти, чтобы стать гейшей, отличаются в разных городах. Традиционно в Киото и Нара подготовка более жёсткая, а гейши Токио живут более свободно. О-сяку из Токио учатся по сокращённой программе, они могут жить в своём доме, а не в окия. Им не делают причёсок в парикмахерских, они носят парики. В Киото и Нара парики носят только гейши. В маленьких городах правила могут варьироваться сильнее: в Андзё соискательница сразу дебютирует как гейша, а причёски они носят только для исполнения некоторых танцев. Киотосские майко учатся пять лет, причём в первые 4—5 месяцев им даже не разрешается посещать о-дзасики и выступать. Эти первые месяцы «абитуриентка» называется «сикоми», то есть ученицей. Из пяти поступивших на обучение, майко становятся только двое. Причиной этому является то, что сикоми должны переезжать в домик гейш «окия» и выполнять там обязанности прислуги, в добавление к обязанности ежедневно посещать занятия. По окончании этого этапа проводится экзамен.
Теперь девушка называется «минараи», это слово обозначает и метод обучения наблюдением за работой мастера и самого обучающегося. Примерный перевод — «(тот, кто) смотрит и учится». Минараи становятся на короткий промежуток времени, на две—три недели. В это время девушку красят как майко, но ярче, ей впервые делают причёску «момоварэ», одевают в самые цветистые кимоно и повязывают широкий пояс «оби». У майко пояс свисает свободно на всю длину, а у минараи — вполовину короче. Минараи посещают о-дзасики, где, собственно говоря, только смотрят и учатся.
http://farm4.static.flickr.com/3383/3560267815_8ff23f3943_o.jpg
Если всё прошло удачно, проводится церемония дебюта соискательницы в качестве официально зарегистрированной ученицы — «мисэдаси», дословно «готова для работы». Для этого случая надевается особое кимоно, чаще всего — сшитое специально для этой девушки, владелица окия дарит будущей майко набор шпилек, декорированных черепашьим панцирем, и несколько аксессуаров с вышитым сценическим псевдонимом девушки. Псевдоним даётся один раз на всю карьеру ещё во время этапа «сикоми», выбираются иероглифы, считающиеся «приносящими удачу». Кроме того, почти в каждом окия есть один или два компонента, использующихся в именах гейш и майко. Например, в окия Тама работали гейши Маюха, Судзуха и Котоха. В день мисэдаси табличка с именем новой майко выставляется в ряд с остальными именными табличками над дверью окия.
Мисэдаси проводится для того, чтобы владельцы чайных домиков, где будет работать майко, познакомились с ней. Владелица окия или выбранная «старшая сестра» проводят майко по важным для будущей работы местам и знакомят её с владельцами. Ведь это именно хозяева чайных домиков выбирают, кто из гейш будет приглашён на о-дзасики.
После мисэдаси для юной майко наступает период постоянного всеобщего внимания. Фотографы охотятся за необычными кадрами, туристы ловят майко на улицах и просят сфотографироваться. И никто не отменял ежедневные многочасовые занятия.
http://farm5.static.flickr.com/4014/4714412530_ba89a75279.jpg
Гейши делятся на две большие группы: татиката и дзиката. Татиката — танцовщицы, они обычно дольше учатся и более известны. Дзиката — аккомпаниаторы, они могут пропустить некоторые этапы обучения и стать гейшами после трёх лет обучения, вместо пяти. В некоторых кварталах гейш разделение на татиката и дзиката отсутствует.
http://farm5.static.flickr.com/4056/4589114682_0a988bf8c8_z.jpg
Каждый квартал «ханамати» или «кагай» имеет собственную бухгалтерию и администрацию. В Киото пять кварталов, в порядке убывания известности и привелегированности: Гион-ко:бу, Понто-тё:, Миягава-тё:, Гион-хигаси, Камиситикэн. Примечательно, что Гион-хигаси отделили от Гион-ко:бу в наказание за то, что его жительницы были уличены в занятиях проституцией.

+1

2

у меня вот такие будут вопросы:
1. какова история и происхождение этого явления?
2. можно ли говорить, что центр гейш - это Киото, ну, то есть, во все ли более-менее крупных городах есть/были гейши или это достаточно локальное явление?

0

3

1. какова история и происхождение этого явления?
Полноценные гейши появились около XVI века, но до этого у профессии была некоторая прелюдия. В конце VII века многие семейства обеднели, на улицах появилось множество попрошаек, в том числе, женщин. Они назывались сабуруко (左夫流児) и зарабатывали на жизнь, в основном, проституцией, но некоторые из них были образованными тётками и предоставляли дополнительные услуги в виде бесед. Позже их начали приглашать для развлечения высокопоставленных людей.

В X веке появились эдакие расширенные версии сабуруко, называемые сирабёси. Они одевались похоже на мико (дев при синтоистских храмах) и уже частенько становились любовницами глав знаменитых родов, скажем, Фудзивара и Тайра.

В 1589 г. некто Хара Сабуродзаэмон попросил императора открыть лицензированный бордель. Бордель получился на славу: окружённый рвом с водой (правда, есть мнение, что сей ров был пуст), занимавший целый квартал Киото.

В 1617 г. был издан закон, запрещавший заниматься проституцией без лицензии. Было введено налогообложение бизнеса по продаже воды (метафора, отсюда же происходит название Плывущий мир). И тогда построили токийский бордель. Назвали творение Тростниковым полем: 葦原 (ёсивара). Позже кандзи поменяли на 吉原, надо думать, в рекламных целях.

Там-то и появились первые гейши, им было запрещено роскошно одеваться (и они не чихали на запрет, в отличие от проституток ойран), и они были мужчинами. Гейши изначально являлись мутацией тайкомоти, рода придворных шутов, переехавших в поисках заработков в весёлые кварталы.

В 1560-х в Японию привозят сямисэн, моментально ставший народным инструментом. Под него сирабёси стали петь народные песни. Чуть позже появились одорико (踊り子), девицы из аристократических семей, которых родители отправляли учиться танцам. Аристократия, опять же, приглашала их для увеселения. В 1743 г. несколько одорико были схвачены при занятиях проституцией и отправлены в Ёсивару. Несколько групп одорико таким образом перекочевали в кварталы проституток, а там стали называть себя гейшами. В борделе Огия придумали лицензировать гейш отдельно от проституток, и для этих целей появились кэмбаны, офисы. Они существуют и сейчас. Гейшам запретили оказывать сексуальные услуги, мужчины-гейши потихоньку вымерли. Конец.

2. можно ли говорить, что центр гейш - это Киото, ну, то есть, во все ли более-менее крупных городах есть/были гейши или это достаточно локальное явление?
Нельзя. В Киото сейчас самое большое количество гейш, это да. Их около трёхсот, пять кварталов по пять—двадцать окия (домиков гейш), полно о-тяя, пафос, локальная культура.

В провинциальном Андзё (安城), чьё население не дотягивает до двухсот тысяч человек, шесть окия (правда, нет отделённых кварталов). В Токио шесть кварталов гейш. В Ямагата один окия. В Канадзава три окия. В Осака два. В Нара один. В каждом городе гейши имеют какие-то собственные интересные наработки, например, в Андзё исполняется очень много разнообразных танцев, в том числе, из репертуара Кабуки, а в Токио часто танцуют с зонтиками. В киотосском квартале Понтотё ученицам-майко делают, кроме пяти общекиотосских, ещё пять причёсок, придуманных именно в Понтотё. В Осака гейши известны своей весёлостью (и они действительно всё время хохочут, даже во время танцев), а в Токио есть даже окия с гейшей-переодетым мужчиной, его псевдоним Эйтаро (栄太郎).

Эйтаро: commons.wikimedia.org/wiki/File:Geisha_at_Asakusa_(DORONKO)_001.jpg

Отредактировано 恍惚 (2010-10-24 12:34:51)

+1



Создать форум.