"Еще более трудным является вопрос о возможности отнесения волго-окских языков к какой-нибудь семье ныне существующих языков и определения этнической принадлежности их носителей. Во всяком случае можно сильно сомневаться в принадлежности их к числу финно-угорских языков.
Несколько тысяч волго-окских топонимических названий, фигурирующих на карте Европейской части СССР, не могут быть объяснены при помощи ныне существующих финно-угорских языков. Правда, отдельные остроумные попытки такого объяснения были. Так, например, название Пинега — большой правый приток Северной Двины — сопоставлялось с финским pieni joki, т. е. «малая река», Мегрега —mägräjoki, т. е. «барсучья река»; название Уфтюга можно бы было объяснить как «медвежья река» (эрзя-морд, овто «медведь»), Калга—как «рыбная река» (ср. финск. kala «рыба»), Волга—как «белая река» (ср. финск. valnea «белый») и т. д.
Однако все эти отдельные истолкования, целиком базирующиеся на
случайных созвучиях, являются каплей в море среди массы совершенно не объяснимых названий типа Вотложма, Лименда, Свияга, Кострома и т. д. Помимо того, звуковой комплекс ма ни в одном из ныне существующих финно-угорских языков не обозначает реки. Звуковой комплекс ша, са с большой натяжкой можно было бы свести к марийскому слову икса «небольшая река», но и это сопоставление весьма сомнительно. Если отказаться от намерения отождествлять волго-окские языки
с финно-угорскими, то окажется, что на древней территории Европейской части СССР для угро-финнов не окажется места. Древняя топонимика Карело-Финской, Мордовской и Марийской республик явно свидетельствует, что никаких угро-финнов на этих территориях раньше не было".
Серебренников Б. А. Волго-Окская топонимика на территории европейской части СССР, ВЯ № 6, 1955, с. 28
http://www.ruslang.ru/doc/voprosy/voprosy1955-6.pdf стр.
Отредактировано Pepe Mantani (2014-07-10 18:04:53)