gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » gengo-chan » Япония: история и антропология » Культура Яёй в контексте мировой истории


Культура Яёй в контексте мировой истории

Сообщений 1 страница 2 из 2

1

Макото Сахара Makoto Sahara (Nara National Cultural Properties Research Institute)
Культура Яёй в контексте мировой истории Yayoi Culture in the Context of world History / / Japanese As A Member Of The Asian And Pacific Populations. International Symposium, 4, 1994 - (материалы международного симпозиума "Японцы как часть азиатской и тихоокеанской популяций", имевшего место в Киото в отеле Син-Мияко 25 - 29 сентября 1990 г.)

с. 199

"Сегодня я бы хотел поговорить о двух главных аспектах культуры Яёй: жизнеобеспечении и военном деле. Жизнеобеспечение в течении периода Яёй (400 до н.э. - 300 н.э.) и в последующие эпохи основывалось, гласным образом, на культивации риса, в противоположность предшествующему периоду Дзёмон (10 т.л. до н.э. - 400 до н.э.), который характеризовался экономикой, основанной на собирательстве. Рассмотрение культивации риса и военного дела будет в контексте мировой истории, вплоть до сегодняшнего времени, потому что я всерьез полагаю, что археологические штудии должны не только помогать реконструировать прошлое, что следует из названия (архео - "старый" и логос - "наука"), но также и в понимании современных ситуаций. В конце своего доклада я надеюсь затронуть несколько археологических тем, которые обуславливают наше современное общество.
Чтобы обозначить место культуры Яёй в мировой истории, я хочу ввести понятие "антизация"- "ancientization", под которым я понимаю процессы, имевшие место в древние времена, и характеризующиеся образованием социальных страт. Это процесс состоит в том, что процесс аккумуляции различных материальных благ, который очень сильно облегчается при наличии производящей экономики, приводит к появлению вождей, в руках у которых оказываются сконцентрированы материальные блага. Используя это понятие, мы можем утверждать, что Япония очень быстро достигла антизации. В то время как период Дзёмон, характеризующийся присваивающей/собирательской экономикой тянулся необычайно долго, класс влиятельных вождей развился за какие-то 600 – 700 лет, стоило только начать заниматься земледелием как основным промыслом. Сильная власть этих вождей отражена, например, в таких сооружениях как огромные курганы в форме замочной скважины, некоторые из которых имеют до 480 метров в длину. Такая быстрая антизация, которая, как я полагаю, отличает доисторию и протоисторию Японии от других территорий, была возможна благодаря тому, что находящиеся по соседству продвинутые и сложноорганизованные цивилизации Китая и Кореи, стали моделями для раннего японского общества, а также потому, что эти соседи представляли потенциальную угрозу для Японии. Другой важный фактор, приведший к акселерации процесса антизации в Японии – это высокая производительность присваивающей экономики Дзёмон и богатство культуры Яёй, основной статьей которой было выращивание риса.
Основываясь на результатах раскопок более чем двадцати рисовых полей датируемых эпохой Яёй несколько исследователи: ботаник Ватанабэ Тадаё и археолог Тэрасава Каору определили, что урожаи риса были очень низкими, примерно 100 килограмм со 100 квадратных метров, в сравнении с 500 килограммами риса для такой же площади в 1984 году. Более того, в то время как желуди были обнаружены на 168 поселениях эпохи Яёй, рисовые зерна были обнаружены только на 128 поселениях. Однако, это не вполне приемлемое сравнение, поскольку очевидно, что желуди намного крупнее рисовых зерен и их много легче обнаружить, чем рисовые зерна.Тем не менее, археологи часто находят на поселениях Яёй ямы, наполненные орехами, так что можно утверждать, что желуди хранили на случай нехватки риса.
Низкая оценка урожаев риса и частота находок складов с желудями и орехами позволили некоторым археологам, например, в частности, Тэрасава заключить, что для людей Яёй, все же, главным источником углеводов был не рис. Они настаивают на том, что даже в середине эпохи Яёй (примерно время рождения Иисуса Христа) около 50% углеводов были не рисового происхождения, к концу Яёй (около 300 года н.э.) этот процент снизился примерно до 30%. Однако, я хочу сказать, что быстрая антизация была бы невозможна без достаточного количества риса. Иными словами, я полагаю, что люди Яёй ели куда больше риса, чем это предполагают вышеупомянутые исследователи.

с. 200

Сегодня уже стало ясным, что помимо выращивания риса люди Яёй занимались разведением свиней. Исторически также известно, что свиней разводили в период Нара (710 – 794). Однако, нет никаких сведений о том, что японские крестьяне занимались разведением свиней между девятым и шестнадцатым/семнадцатым веками. Точно также как и домашняя птица: домашнюю птицу держали в эпоху Яёй, но с конца эпохи Яёй и до эпохи Эдо (1600 – 1868) птицеводство было нераспространенно. Несмотря на наличие свиней и домашней птицы, земледелие в Японии развивалось без мясомолочного животноводства, и в этом серьезное отличие его от земледелия в других регионах. Тот факт, что с периода Дзёмон японцы очень сильно зависели от растительной пищи проявляется в том, что в настоящее время старшее поколение отдает предпочтение нежирной легкой пище, которая соотносится с сезонными изменениями в природе.
Другой важный аспект антизации – это оружие, которое также является одной из характерных черт эпохи Яёй. Среди собирателей и охотников войны, в которых участвует и погибает много людей, случаются крайне редко. Основные причины этого заключаются в том, что охотники и собиратели еще не аккумулируют достаточно материальных благ, которые являются экономической причиной конфликтов, а также в том, что их религиозные верования и, вообще, представления о мире еще не развиты до такой степени, чтобы быть идеологической причиной для конфликтов, как того требуют некоторые этнологи. Единственное исключение – это индейцы Северо-Западного Берега Северной Америки. Хотя природные ресурсы, используемые людьми эпохи Дзёмон были столь же изобильны сколь и природные ресурсы у индейцев Северо-Западного Берега, не занимались войнами. Она лишь иногда использовали топоры, предназначенные для рубки деревьев и изготовления луков и стрел для охоты, для убийства людей, но число таких жертв очень невелико, среди нескольких тысяч обнаруженных скелетов людей эпохи Дзёмон только менее десяти (!) были жертвами убийства.
С другой стороны, наличие оружия в эпоху Яёй очевидно. Появляются укрепленные поселения - они окружены защитными рвами или стенами, или находятся на вершине холма, что крайне неудобно с точки зрения ведения хозяйства, но зато обеспечивает идеальный обзор окрестностей. Обширные защитные сооружения, состоящие из рвов и наблюдательной башни были открыты в поселении Ёсиногари (датируется с первого по третий века н.э.), в префектуре Сага, на западе острова Кюсю.
В то время как в период Дзёмон не были известны орудия изготовленные специально для убийства людей, в период Яёй они появляются во множестве и самые разнообразные: бронзовые, железные, каменные. Среди прочего, наиболее показательна эволюция наконечников стрел, иллюстрирующая переход от мирного общества Дзёмон к агрессивному обществу Яёй. На протяжении десяти тысяч лет с начала периода Дзёмон наконечник стрелы весил менее двух грамм. Чем легче была стрела - тем дальше и быстрее она летела. С другой стороны, чем тяжелее стрела - тем глубже она может проникнуть в тело добычи или жертвы. Легкий наконечник стрелы идеально подходил для охоты на оленей и кабанов, которые были основной охотничьей добычей в эпоху Дзёмон. Во втором веке до нашей эры появляются наконечники стрел, имеющие форму древесного листа. Большинство из них весит больше двух грамм, они становятся такими же тяжелыми как и наконечники из бронзы или железа и лучше подходят для нанесения серьезных ран. Наконечники в форме листа дерева наиболее широко использовались в середине периода Яёй, а затем были вытеснены железными. Это говорит о том, что именно в тот период каменные наконечники были трансформированы из охотничьих орудий в орудия убийства людей.
Археологи также открыли множество захоронений периода Яёй, в которых находят останки людей, с явными следами применения таких специальных орудий для убийства, а также таких, в которых орудия убийства погребены вместе с покойником.

с. 201

(Означает ли это, что они должны были сражаться даже и после смерти?) Кроме того, имеется большая вероятность того, что орудия убийства или предметы, похожие на них по форме рассматриваются как божества или становятся параферналиями в ритуалах, что говорит о начале военного культа.
Эти четыре черты: укрепленные поселения, специальные орудия для убийства людей, захоронения воинов, а также обожествление орудий убийства возникают в других местах Японии и во всех частях света по мере того, как развивается земледелие. На островах Рюкю, например, постройки, называемые гусуку (буквально «замок») появляются в тринадцатом веке. Вначале стены гусуку были глинобитными, позднее появляются каменные стены. Изначально гусуку сооружались для религиозных целей, но к четырнадцатому – пятнадцатому векам гусуку становятся защитными сооружениями. Это подтверждается находками в гусуку железных и костяных наконечников стрел. Я полагаю, что появление защитных сооружений на островах Рюкю тесно связано с переходом к земледелию, который имел место в десятом – одиннадцатом веке. Люди стали выращивать рис и пшеницу, разводить коров, лошадей и свиней. С постепенным усложнением социальной структуры возникает больше конфликтов. Кроме того, частые набеги из Японского мэйнлэнда на острова Рюкю также вносили свою лепту в социальную напряженность.
На Хоккайдо защитные сооружения, называемые цаси (букв.: "поставленное"), строились с пятнадцатого по восемнадцатый век. Цаси всегда располагались на вершинах холмов и окружались рвами или земляными стенами. Оригинально цаси могли иметь религиозное значение, однако, их военное значение не подлежит сомнению, потому что самое разнообразное оружие было найдено при раскопках цаси. Когда айны Хоккайдо строили цаси, их экономика основывалась на охоте и собирательстве; и весьма непросто показать связь появления цаси с распространением земледелия в начале периода Сацумон (восьмой – четырнадцатый века н.э.) Логичнее предположить, что обычаи войны и техники изготовления оружия развились в результате защиты от вторжения людей из японского мэйнлэнда.
Исследование культуры Яёй, которая характеризуется распространением рисоводства и, в меньшей степени, появлением оружия, важно для понимания современной ситуации по многим причинам. Мы знаем по археологическим и историческим свидетельствам, что употребление в пищу риса и рисоводство являются характерными чертами японской нации и японской земли уже на протяжении 2300 или 2400 лет. К сожалению, в настоящее время имеются тенденции отхода от «рисовой парадигмы», например, такие как уменьшение площади земель, предназначенных под рис, а также иностранное давление на японский рисовый рынок. Такие важные решения как: полагаться ли на рис как на основу благосостояния или нет – не должны приниматься только исходя из политических и экономических интересов. Они должны приниматься с учетом культурного и исторического контекста. Что же касается войны, то археология свидетельствует, что наши предки начали воевать, только после того, как они приняли земледелие. Иными словами, убийство человека человеком не является нашим инстинктом. Археологи могут реконструировать историю оружия, которое является достаточно недавним феноменом в сравнении с четырьмя миллионами лет человеческой эволюции, и задача нас – археологов – внести свою посильную лепту в понимание того, что до сих пор заставляет одного человека убивать другого."

В общем, переход от охоты и собирательства к земледелию - был самой большой ошибкой в истории человечества. Земледелие привело к появлению институционализированного/санкционированного насилия, и людей профессионально таким насилием занимающихся. В то же время началось появление маргинализованных групп, которых по определению не могло быть в такой культуре как Дзёмон, которая любую ситуацию отыгрывает в позитив. Чем более усложнялась социальная структура - тем больший процент населения становится маргинальным. Посмотрите на современную цивилизацию.

0

2

Makoto Sahara
Yayoi Culture in the Context of world History / / Japanese As A Member Of The Asian And Pacific Populations. International Symposium, 4, 1994

p. 199

Today I would like to talk about two major aspects of the Yayoi culture of protohistoric Japan subsistence and warfare. The subsistence during the Yayoi Period [ca. 400 B. C. -ca. A.D. 300] and after was primarily based on rice cultivation, as opposed to the preceding Jomon Period [ca. 10,000 B.C. -ca. 400 B.C.] which was characterized by the food gathering economy. My discussion of the rice cultivation and warfare is in the context of world history up until the present, because I strongly believe that the studies of archaeology should contribute not only to reconstructing and explaining the past, as defined by its name ["archaeo" means "old" and logos meaning "study"], but also to understanding the present situations. I hope to touch upon a few archaeological issues which are relevant to our current social concern at the end of my talk.
In order to put the Yayoi culture into the framework of world history, I want to introduce the concept of "ancientization", by which I mean the process to get into the ancient history characterized by social stratification. It is the process that the accumulation of wealth, which is greatly facilitated by the reliance on the food producing economy, eventually leads  to the appearance of authoritative chiefs on whom the wealth was concentrated. Using this concept, we can say that Japan archieved the ancientization very rapidly. While the Jomon Period characterized by food gathering economy lasted unusually long , the Japanese society developed the class of influential chiefs within a matter of no more than 600 to 700 years, once the life as agriculturalists started at the beginning of the Yayoi Period [ca. 400, B.C.] These chief's  strong authority is reflected by the enormous size of keyhole burial mounds of, for example, 480 meters in length. This quite rapid ancientization, which I think would distinguish the prehistory and protohistory of Japan from other areas, was possible because the highly advanced and complex civilizations in China and Korea became the model of the early Japanese society and culture, and also because these neighbors were the potential threat with which Japan had to deal. Other important factors which accelerated the ancientization of Japan were the high productivity of food gathering economy in the Jomon Period and the afflunce of the Yayoi culture characterized by rice cultivation.

0


Вы здесь » gengo-chan » Япония: история и антропология » Культура Яёй в контексте мировой истории


Создать форум. Создать магазин