gengo-chan

Информация о пользователе

Привет, Гость! Войдите или зарегистрируйтесь.


Вы здесь » gengo-chan » Япония: история и антропология » ранняя история Японии


ранняя история Японии

Сообщений 1 страница 8 из 8

1

от эпохи Дзёмон до государства Яматай

Говорить о Японии как об архипелаге можно лишь начиная с конца последнего ледникового периода (примерно с 13 тысячелетия до н.э.). В то время как во время последнего оледенения Японские острова были соединены с Азиатским материком следующим образом:

http://www.iceagenow.com/SeaLevel_LastIceAge.gif

Еще во время последнего оледенения на территории Японских островов появляются люди современного антропологического типа. Эти люди основали культуру, которая затем получила название "культура дзёмон", люди Дзёмон были прямыми предками современных/исторических айнов Культура Дзёмон или, точнее, группа дзёмонских культур существовала на Японском архипелаге с 13000 до н.э. по 500 до н.э. Дзёмон 縄文 - это японская калька английского термина 'cord mark' "отпечаток веревки", 'cord marked pottery' "керамика с отпечатком веревки". Этот термин описывает основную характерную черту данной керамики, и культура получила свое название по названию керамики. Керамика Дзёмон - древнейшая керамика в мире и также одно из самых замечательных произведений искусства:

http://www.earlywomenmasters.net/masters/jomon/images/midJomonJar2000BCE.jpg

http://www.earlywomenmasters.net/masters/jomon/images/jomon2.jpg

http://www.earlywomenmasters.net/masters/jomon/images/jomonpot_small.jpg

Существовало несколько типов керамики, наиболее интересные появляются к концу эпохи Дзёмон. Среди артефактов эпохи Дзёмон наиболее интересными являются догу - керамические фигурки от 5 до 30 см. в высоту неясного предназначения:
http://metropolis.co.jp/arts/files/2010/01/art.jpg
Некоторые антропологи полагают, что эти догу могут быть заменителями человеческих жертвоприношений и, возможно, являются ранней формой айнских инау. В любом случае, догу, возможно, имеют какое-то отношение к представлению людей культуры Дзёмон о мире.

0

2

Доказательства родства людей эпохи Дзёмон и современных/исторических айнов следующие:

1) антропотип
http://www.united-brain.co.jp/koga-jiyo.jpg
реконструкция облика дзёмонского человека

http://oi42.tinypic.com/15xweb6.jpg

сравнение абриса черепа дзёмонского человека и черепа исторического айна

2. топонимика

Данные топонимики свидетельствуют об имевшем место в период сложения основного корпуса японских топонимов (I тыс. н. э.) широком распространении айну и их языка по всей Японии. Нил Гордон Манро пишет, что когда мы находим много мест, где существуют раковинные кучи, носящих названия,явно айнского происхождения, то можно лишь утверждать что, люди использовавшие тот же язык, что и айны, ранее жили в тех местах. [Munrо 1911: 669] Например, топоним Ōмори (то самое легендарное Ōмори, где находится раковинная куча, при исследовании которой была открыта культура Дзёмон) в основном рассматривался как название японского происхождения, интерпретировалось это так: “Ō”– большой, обширный; “мори”– лес. На самом же деле это название происходит от двух айнских слов: “О”–“выдающийся, выступающий” и “мори” – “маленькийхолм”…[Munro Prehistoric Japan 1911: 669]

3. материальная культура

p.: 665 Основными пунктами против айнского происхождения первобытных поселений было то, что исторические айны не производили керамику, не использовали каменные орудия и землянки, а орнаменты на их деревянных предметах полагались имеющими мало общего или вовсе ничего общего с орнаментами неолитической эпохи. Последние исследования, однако, подствердили, что землянки использовались айнами Сахалина и Курильских островов, что те же айны использовали керамику и каменные орудия и что различия между орнаментами современными и неолитическими много меньше, чем эт утверждалось ранее, и что этой разницей запросто можно пренебречь. [Munro Prehistoric Japan 1911: 665 - 666] (При всем его удобстве и компактности термина "Дзёмон" следуеет использовать его с должной осторожностью, поскольку он является не более чем конвенциональным обозначением определенной итсторической эпохи и соответствующих этой эпохе культур, и помнить о том, что очень часто политически ангажированные антропологи могут использовать термин Дзёмон для того, чтобы искусственным образом отделить культуру исторических айнов от ее непосредственных корней.)

0

3

Люди эпохи Дзёмон были морскими и лесными собирателями, рыболовами и охотниками. Для существования такой культуры материей первостепенной важности были обширные пространства дикой природы. (Первоначально основой жизни людей Дзёмон было морское и лесное собирательство: собирательство морепродуктов а также каштанов и орехов. Не случайно эпоха Дзёмон известна прежде всего своими раковинными кучами. Также неолитические айны были тесно связаны с лесами каштанов и орехов, которые в ту эпоху покрывали большую часть Японского архипелага.) Таким образом, люди Дзёмон не устраивали больших поселений и наибольшей социальной единицей была так называемая локальная группа. Для людей Дзёмон было жизненно важно поддерживать баланс в природе и в человеческой популяции. Именно поэтому неолитические айны равномерно населяли весь Японский архипелаг от Рюкю до Хоккайдо, а также и Курильские острова и южную часть Сахалина и южную оконечность Камчатки:

http://3.bp.blogspot.com/-Pk-GQ9W0JtQ/T-epAmLiSUI/AAAAAAAAAFg/mjfnM27dRrE/s1600/Ainu+spread+in+late+Jomon.jpg

0

4

Примерно в середине эпохи Дзёмон на Японские острова начинают прибывать группы так называемых австронезийцев из Южной/Юго-Восточной Азии. (Обозначение австронезийские для этих групп - это условное обозначение для удобства, потому как среди этих мигрантов могли быть не только носители австронезийских языков, но также и такие группы, как, например: юэ или мяо-яо) Эти новые пришельцы занимались в основно земледелием и поэтому их деятельность нарушила естественный баланс и вынудила часть айнов двинутся на север. Так началась айнская миграция на Сахалин, Курильские острова, Камчатку. На новых территориях айны сталкивались с нивхами, ительменами и тунгусо-маньчжурскими народностями и оказали значительное влияние на культуры этих народов. Все это нашло свое отражение в языках, так, например: айнское слово котан, означающее "поселение", " населенная местность" существует в старомонгольском в виде готан со значеним "укрепленное поселение", в нанайском - хотон, в маньчжурском - хотан, в нивхском - хотон. Или, например: айнское слово инау, обознающее заструженную палочку - один из главных предметов любого айнского ритуала - имеется в нивхском языке в виде нау, в орочском языке в виде илау. В ительменском языке имеется слово камуль, обозначающее духов, живущих в горячих источниках и вулканах, я полагаю, что это ительменское камуль происходит от айнского камуй - "сверхчеловеческое сущность". Так что, я думаю, можно говорить об айнской колонизации соответствующих территорий. Одним из важных фактов, доказывающих это, на наш взгляд, служит исконно айнское слово эасирки – вспомогательный глагол, выражающий модальность «надо», "должно". В ительменском, нивхском, орокском, чукотском и прочих языках малых народностей Дальнего Востока, Сибири и Крайнего Севера не было своих слов для выражения модальности "надо", потому что не было такой модальности. Было только две модальности: "хочу", и "не могу", и для их выражения существовали свои исконные слова, а для модальности "надо" слова не было, и поэтому слова для выражения модальности "надо" заимствовались из других языков. А в айнском языке имелось собственное айнское, исконное, не заимствованное из других языков слово для выражения модальности "надо", "должно" – эасирки , что в буквальном переводе означает «делать в первую очередь». Конечно, не имея в языке модальности "надо", можно тоже неплохо жить, не испытывая при этом абсолютно никакого дискомфорта, но нельзя не признать, что наличие в языке в языке некоего народа исконного, не заимствованного слова для выражения модальности "надо", является знаком того, что такая модальность изначально присутствует в менталитете данного народа, и этот факт выводит данный народ на совершенно иной уровень. Модальность "надо" чем-то подобна письменности: простым охотникам и собирателям она ни к чему, но в государстве не обойтись без письменности и без слова "надо". Айнский социум был очень хорошо организованной структурой.

0

5

Покам отдельные группы айнов двигались на север на юге Японского архипелага появились новые пришельцы, на этот раз из Кореи. Эти мигранты были монголоидного антропологического типа и говорили на каком-то языке алтайской семьи. (Эта группа является прямыми предками современных корейцев, поэтому в рамках данного очерка для краткости мы будем именовать ее "корейской миграцией" или "корейцами"). Первая группа этой новой миграции появилась на Японских островах в самом конце эпохи Дзёмон и начале эпохи Яёй (эпохи пришедшей на смену Дзёмон, название Яёй также первоначально было названием керамики, но это не название характерной черты керамики, а называние квартала в Токио, где эта кенрамика была найдена) Керамика Яёй:

http://archaeology.jp/sites/asahi/asahi14s.jpg

http://archaeology.jp/sites/asahi/asahi13s.jpg

Сравнение реконструированного облика дзёмонского человека (слева) и человека эпохи Яёй (справа):

http://s4.uploads.ru/Rn1Wh.png
Последняя группа этой древнекорейской миграции оказалась на Островах в самом конце эпохи Яёй и в начале уже следующей эпохи - Кофун - эпохи курганов.

0

6

Предполагается, что именно эта последняя группа была основой императорского клана и основала государство Ямато и что после основания государства Ямато началась эпоха постоянной войны между вадзинами (японцами) и эмиси(айнами). Но в реальности все было несколько сложнее. Во-первых, слово Ямато определенно происходит от слова Яматай. (Яматай было первым государством на Японских островах. О государстве Яматай есть сведения в китайской хронике "Вэй чжи". Следует отметить, что рассказ о Яматай в "Вэй чжи" выделяется своей реалистичностью на фоне других китайских сочинений той эпохи, так, например, расстояние между Корейским полуостровом и Яматай очень близки к настоящим. Таким образом, "Вэй чжи" - это, по сути дела, дневник путешественника. И имеется множество айнских топонимво и айнских личных имен в описании государства Яматай, например, имя правительницы Яматай - Пимико в действительности скорее всего оригинально звучало как Pi mik kur - Персона развязывающая [проблемы] и громко кричащая). Слово Ямато записывается иероглифами как 大和 и по правилам эти знаки должны читаться как дай ва, что означает "Великие Ва". ("Великие Ва" это то имя, которое древние китайцы придумали для обозначения древней Японии пока не было изобретено название Нихон.) Но эти иероглифы не читаются как дай ва, они читаются как Ямато, то есть, чтение Ямато это даже не атэдзи (иероглифы подобранные с тем, чтобы передать фонетику и без заботы о значении), но в данном случае мы имеем просто чтение приаттчаенное к данным знакам. Этот факт говорит нам о том, что слово Ямато островного происхождения. Более того, я утверждаю, что Яматай/Ямато - это одно и то же слово и что это слово айнское. (Ямато - это в действительности просто трансформация слова Яматай, потому что в древнеяпонском дифтонги блыи запрещены и при заимствовании дифтонг становился отдним гласным). Слово Яматай состоит из совершенно айнских корней: ya ma ta i и имеет вполне прозрачное значение: "Место, где земля глубоко разрублена бухтой" (этот топоним описывает характерную черту определенной местности точно также как и любой другой айнский топоним): ya ma ta i - "place where hardour deeply cuts the land". (В "Вэй чжи" топоним Яматай записан как атэдзи, то есть при помощи бессмысленного набора иероглифов, но передающих звучание, и поэтому мы можем сейчас реконструировать фонетику. )

0

7

Чтобы был понятен контекст надо сказать еще несколько слов о государстве Яматай: Наиболее вероятным местоположением государства Яматай была бухта в устье реки Тикуго на острове Кюсю в префектуре Фукуока, примечательно, что неподалеку находится город с одноименным названием (Ямато). Все эти факты хорошо описаны в книге Хасимото Киёси "Сведения о людях ва из записок Вэй, прочитанные при помощи айнского языка" (Айну го дэ ходоку Гиси вадзин дэн) 橋本潔「アイヌ語で解く魏志倭人伝」 Токио 2003. Хотя Хасимото и не является профессиональным историком и не смотря на то, что в книге есть немало ошибочных построений, общая идея представляется совершенно правильной и заслуживающей самого детального рассмотрения. Проанализировав текст Вэйчжи Хасимото пришел к выводу, что государство Яматай находилось на Кюсю, в устье реки Тикуго:

http://oi40.tinypic.com/2093i8p.jpg

сплошной линией показана береговая линия в эпоху Дзёмон, пунктирной линией - береговая линия эпохи Яёй.

http://3.bp.blogspot.com/-bDKGSXYySys/T-erJTucMeI/AAAAAAAAAFw/WeA5HLrXA8g/s1600/kyushu.jpg

Легко видеть, что этот залив - самое удобное место на Кюсю. И еще важно отметить, что в эпоху Яёй, как раз во времена существования государства Яматай эта бухта была еще более удобной, чем в предшествующую эпоху.

0

8

Хотя земледелие, обычно являющеся основой для возникновения государственности практиковалось айнами конца Дзёмон достаточно ограниченно, но богатые морские промыслы могли быть основой для возникновения государства. " [Люди эпохи Дзёмон] лишь иногда использовали топоры, предназначенные для рубки деревьев и изготовления луков и стрел для охоты, для убийства людей, но число таких жертв очень невелико, среди нескольких тысяч обнаруженных скелетов людей эпохи Дзёмон только менее десяти (!) были жертвами убийства. С другой стороны, наличие оружия в эпоху Яёй очевидно. Появляются укрепленные поселения - они окружены защитными рвами или стенами, или находятся на вершине холма, что крайне неудобно с точки зрения ведения хозяйства, но зато обеспечивает идеальный обзор окрестностей. Обширные защитные сооружения, состоящие из рвов и наблюдательной башни были открыты в поселении Ёсиногари (датируется с первого по третий века н.э.), в префектуре Сага, на западе острова Кюсю. В то время как в период Дзёмон не были известны орудия изготовленные специально для убийства людей, в период Яёй они появляются во множестве и самые разнообразные: бронзовые, железные, каменные. Среди прочего, наиболее показательна эволюция наконечников стрел, иллюстрирующая переход от мирного общества Дзёмон к агрессивному обществу Яёй. На протяжении десяти тысяч лет с начала периода Дзёмон наконечник стрелы весил менее двух грамм. Чем легче была стрела - тем дальше и быстрее она летела. С другой стороны, чем тяжелее стрела - тем глубже она может проникнуть в тело добычи или жертвы. Легкий наконечник стрелы идеально подходил для охоты на оленей и кабанов, которые были основной охотничьей добычей в эпоху Дзёмон. Во втором веке до нашей эры появляются наконечники стрел, имеющие форму древесного листа. Большинство из них весит больше двух грамм, они становятся такими же тяжелыми как и наконечники из бронзы или железа и лучше подходят для нанесения серьезных ран. Наконечники в форме листа дерева наиболее широко использовались в середине периода Яёй, а затем были вытеснены железными. Это говорит о том, что именно в тот период каменные наконечники были трансформированы из охотничьих орудий в орудия убийства людей. Археологи также открыли множество захоронений периода Яёй, в которых находят останки людей, с явными следами применения таких специальных орудий для убийства, а также таких, в которых орудия убийства погребены вместе с покойником". Макото Сахара Makoto Sahara (Nara National Cultural Properties Research Institute) Культура Яёй в контексте мировой истории Yayoi Culture in the Context of world History / / Japanese As A Member Of The Asian And Pacific Populations. International Symposium, 4, 1994 - (материалы международного симпозиума "Японцы как часть азиатской и тихоокеанской популяций", имевшего место в Киото в отеле Син-Мияко 25 - 29 сентября 1990 г.): 200 Затем, исследования ДНК японцев показали, что наиболее широко распространенной Y-ДНК является D2, которая является такжде главной айнской which is main Ainu Y-ДНК (она обнаруживается примерно у 86% айнов). Наиболее примечателен тот факт, что японцы и корейцы имеют сходные митохндриальные ДНК, в то время как корейцы почти совсем не обнаруживают Y-ДНК D2. Этот факт говорит нам, что правили люди айнского/дзёмонского антропотипа, а не наоборот. Но как это могло быть? С общепринятой точки зрения японская культура имеет мало общего с айнской, японцы как народ отличаются от айнов, говорят на японском языке, который родственен корейскому и через посредство корейского другим алтайским, а не айнскому. Сейчас я покажу как это могло быть. Когда на Японских островах в 4 – 3 веках до н.э. начинают появляться первые группы алтаеязычных мигрантов или, условно говоря, «древних корейцев», то Японские острова к тому времени уже вполне заселены, и, очевидно, что никакие новые миграции с материка не были желательны для тех, кто уже жил на островах. Именно поэтому, первоначально алтаеязычные мигранты обосновываются на островах Корейского пролива, на северо-западе Кюсю и на юго-западе Хонсю в местности Идзумо, то есть, иными словами, в тех местностях, которые находятся ближе всего к Корейскому полуострову. С прибытием на Японские острова новых алтаеязычных групп увеличивается и социальное напряжение и противостояние не только между островитянами и пришельцами с материка, но и между различными группами новоприбывших алтайцев. И, вероятно чтобы как-то укрепить положение своих родов/кланов алтайские вожди вступают в родственные отношения с вождями наиболее мощных айнских кланов. Представим себе такую ситуацию: у «корейского» вождя есть дочь, и он выдает ее замуж за айнского вождя. «Корейский» вождь рассчитывает, что его зять будет сражаться за его род против других айнов и других «корейцев». Айнский вождь также имеет свои интересы: во-первых, чужестранцы, с которыми он собирается породниться, привезли с собой такие технологии, обладая которыми, он сможет почти без труда покорить другие, враждебные ему группы айнов; кроме того, сам факт обладания чужеземной женщиной также поднимет престиж этого айнского вождя в глазах айну его группы и айнов других групп. Так самый брутальный айнский вождь берет в жены самую красивую и образованную «корейскую принцессу». У них рождается сын, который получает «корейское» образование, учится воевать у своего отца и наследует своему деду – становится главой «корейского» клана, но при этом он несет в себе айнскую Y хромосому. И один из таких сыновей айнского вождя и «корейской принцессы» стал предком рода, который в дальнейшем стал называться родом тэнно. То есть, другими словами, будучи айнами/дзёмонцами по генетике люди заимствовали более продвинутую культуру и переходили на более продвинутый язык, не отказываясь при этом окончательно и от своих айнских традиций. Таким образом, японцы - это микс из трех больших групп: айны/дзёонцы, австронезийцы и "корейцы". И японский язык - это просто креол на основе одного из "древнекорейских языков". Впрочем, это лишь общая канва рассказа о том, как Яматай стало Ямато. Кроме того, надо понимать, что с самого начала существовали различные группы айнов: некоторые создавали государственные структуры, а другие - нет. Очень возможно, что те айны, которые несколько веков спустя будут воевать с Ямато, рассматривались как варвары или дикие уже и государством Яматай. Также надо отметить, что айнских государств определенно было несколько и Яматай было вначале просто одним из них, но постепенно подчинило себе остальные. Также, надо иметь в виду, что эти ранние государства не были однородны в этническом плане, и когда мы говорим о том что государства айнские, то мы говорим так потому что айнские имена правителей или названия местностей, но население могло быть не только айнским, а также и австронезийским и корейским или китайским, корейцы и китайцы могли, например. быть послами в Хань и Вэй.

0


Вы здесь » gengo-chan » Япония: история и антропология » ранняя история Японии


Создать форум. Создать магазин